Ассоциация представляет собой разновидность организационной формы НКО (некоммерческой организации) – она построена на основе принципа добровольного объединения юридических лиц или граждан, сохраняя право последних на вступление в другие организации.
Цели создания ассоциации
Прежде всего, ассоциации создаются для защиты глобальных – коллективных интересов, в том числе и профессиональных, вне зависимости от отрасли.
Также, для улучшения процесса координации предпринимательской деятельности её участников, включая возможность предоставления и охраны общих имущественных интересов.
Помимо вышеуказанных вариантов могут создаваться и иные, направленные на достижение полезных целей для общества, не препятствующих закону, основываясь на принципе «разрешено все, что не запрещено законом», главное – это отсутствие характера извлечения прибыли.
То есть в виде ассоциаций можно создавать, к примеру, ассоциации по защите потребительских прав, ассоциации предпринимателей, ассоциации саморегулируемых организаций и т.д.
Что не может делать Ассоциация
Ассоциация не может оказывать услуги. А также не может осуществлять образовательную деятельность.
Когда следует выбирать Ассоциацию для регистрации НКО
Ассоциация подойдет для объединения членов (организаций и граждан) для защиты прав и развития какой-либо отрасли, для содействия и информирования, оказания помощи в организации действий, направленных на развитие отраслевой деятельности, улучшении имиджа, популяризации и привлечение внимания общественности к какой-либо проблеме. Например, донорству.
Кто может стать участником ассоциации
Ассоциация является, прежде всего, объединением на основе членства.
Согласно нормам законодательства членами Ассоциации могут выступать юридические лица и обычные граждане. Следует отметить, что под юридическим лицом здесь понимается не только ООО, но все организации в целом, включая другие некоммерческие организации.
Однако это неисчерпывающий перечень участников, можно выделить также государственные и муниципальные образования, которые будут являться его членами по мере необходимости. Законодательство никак нормативно не закрепило максимальное количество членов Ассоциации, как итог ограничения по верхнему критерию количества её членов отсутствуют. Однако тоже нельзя сказать о минимальном количестве – Ассоциация не может существовать, если в ней меньше двух человек.
Минимальное количество лиц, необходимых для регистрации Ассоацииции – 2.
Права и обязанности членов Ассоциации
Член ассоциации обязан участвовать в принятии корпоративных решений, без которых корпорация не может продолжать свою деятельность в соответствии с законом, если его участие необходимо для принятия таких решений;
Члены ассоциации обязаны осуществлять взносы, размер которых определен уставом организации, в имущество Ассоциации.
Член ассоциации может вправе выйти из её состава по своему желанию в любой момент.
А также его могут исключить в порядке установленном уставом ассоциации.
Структура управления ассоциацией
Общее собрание членов
Ассоциация – относится к корпорациям, т.е. регулируется корпоративным законодательством. Это означает что высшим органом управления Ассоциации является Общее собрание её членов.
Единоличный исполнительный орган
Это руководитель Ассоциации. На него возлагаются исполнительные функции по ведению хозяйственной деятельности организации.
Ревизор
В ассоциации обязательным требованием является наличие ревизора.
Таким образом минимальное количество лиц для создания Ассоциации – 2. Руководитель и ревизор, они же являются членами ассоциации.
Это самая простая структура управления ассоциацией:
- Общее собрание членов
- Руководитель
- Ревизор
Также возможно добавления дополнительного коллегиального исполнительного органа управления – Правления.
Правление
Для формирования Правления потребуется ещё минимум 2 члена Ассоциации.
Таким образом, для структуры:
- Общее собрание членов
- Правление
- Руководитель
- Ревизор
Необходимо минимум 4 лица.
Какие задачи возложены на Правление
На правление выносится часть функций единоличного исполнительного органа. Так Правление в собрания членов ассоциации:
- принимает решение о приёме новых членов и исключении в соответствии с положениями Устава ассоциации,
- созывает собрание членов ассоциации,
- приводит к исполнению решения Общего собрания членов ассоциации.
Все положения о структуре управления ассоциацией прописывается в Уставе организации. Обязательно должен быть указан порядок избрания органов управления ассоциацией, их полномочия и срок.
Органы управления Ассоциации на момент регистрации
Механизм формирования органов Ассоциации происходит следующим образом: на момент её создания формируется из числа её учредителей. После завершения процедуры государственной регистрации – уже из числа членов. Все учредители после регистрации автоматически становятся членами Ассоциации.
Возможные варианты регистрации Ассоциации
Процедура регистрации ассоциации предполагает разработку существенных положений, по которым будет функционировать организация, которые отражаются в Уставе. Это самый сложный и важный документ при регистрации. Именно ему контролирующий и регистрирующий орган уделяет особое внимание.
Итак:
- регистрацию можно провести самостоятельно
- обратиться в специализированные юридические службы
- воспользоваться онлайн сервисом
Документы, необходимые для самостоятельной регистрации ассоциации
После того, как Вы приняли решение о регистрации НКО в форме ассоциации, необходимо собрать все данные, которые потребуются при подготовке документов.
Какие положения должны быть указаны в уставе организации ассоциации?
- полное наименование;
- место нахождения постоянно действующего исполнительного органа;
- предмет и цели ассоциации;
- перечень прав и обязанностей членов ассоциации, порядок их вступления и выхода;
- структура ассоциации, состав, компетенция, порядок образования органов, сроки их полномочий;
- порядок изменения устава;
- источники формирования имущества ассоциации, порядок реорганизации и ликвидации и др.
Подготовить устав Ассоциации, который успешно пройдет регистрацию в Минюсте с первого раза, является непростой задачей, и с ней справляются лишь юристы, имеющие наработанный опыт в данной сфере. Поэтому рекомендуем Вам без лишних трудностей зарегистрировать и подготовить Устав с помощью сервиса iDoDoc
Какой пакет документов необходимо подготовить и подать в Минюст при личной подаче
Для регистрации необходимо представить в территориальный отдел Минюста следующие документы:
- заявление по форме № Р11001 (оригинал + копия)
- устав – 3 шт.
- протокол общего собрания о создании ассоциации – 2 шт.
- квитанцию об оплате госпошлины (4000 руб)
- заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения
- Документы по адресу, включая:
- гарантийное письмо
- копию свидетельства о праве собственности.
Возможен вариант подачи документов не заявителем непосредственно, а другим лицом, но с обязательным наличием доверенности, заверенной у нотариуса.
После подачи всего пакета документов в Минюсте происходит их рассмотрение, проводится правовая экспертиза и в период 1 месяца при благополучном исходе, Ассоциация будет зарегистрирована.
Велик шанс отказа в регистрации, так как даже незначительные ошибки могут послужить таким основанием, что возвратит Вас снова на первоначальный этап сбора документов и в том числе к повторной оплате госпошлины (4000 руб.).
Воспользоваться услугами онлайн-сервиса iDoDoc
Можно воспользоваться услугами регистрации Ассоации через онлайн Сервиса iDoDoc
Здесь ваши документы готовит команда профессионалов. При электронной подаче, документы через сервис будут отправлены сразу на регистрацию в Минюст онлайн.
Поэтому Вам не потребуется разбираться в нюансах и требованиях законодательства и готовить какие-либо документы, а также оплачивать госпошлину. При электронной регистрации в Минюсте госпошлина = 0.
Таким образом, выбрав вариант регистрации через онлайн-сервис, Вы сэкономите свое время и свои деньги. Стоимость услуги 15 900 руб., но это конечная цена под ключ, где Вам не потребуется заверять у нотариуса документы и оплачивать госпошлину. А в случае отказов сервис не берет никаких доплат.