Некоммерческие организации – это организации, главной целью которых является помощь другим организациям или физическим лицам. Их ключевое отличие от коммерческих организаций заключается в том, что у некоммерческих организаций нет цели извлечения прибыли, как это происходит у ООО.

Перед тем как приступить к непосредственной регистрации НКО, необходимо определиться с организационно-правовой формой будущей организации.

В этой статье мы описали:

Как только определились с организационно-правовой формой НКО, можно приступать регистрации.

Возможные варианты регистрации НКО:

  • регистрацию можно провести самостоятельно;
  • обратиться в специализированные юридические службы;
  • воспользоваться онлайн-сервисом.

Срок регистрации НКО в Минюсте занимает 23 рабочих дня.

Все результаты независимо от формы подачи приходят на электронную почту, таким образом, госорганы переходят на электронный формат взаимодействия.

Расскажем обо всех вариантах подробнее.

Вариант №1 – самостоятельная регистрация НКО.

Для начала потребуется подготовить документы, которые в дальнейшем необходимо подать в Минюст. Весь перечень документов для регистрации подается не в налоговую службу, а именно в Минюст, так как он является надзорным органом для некоммерческих организаций.

Какой пакет документов необходимо подготовить и подать в Минюст?

  • Заявление по форме Р11001
  • Протокол собрания учредителей
  • Устав
  • Документы по адресу, включая:
    • гарантийное письмо от арендодателя;
    • свидетельство о праве собственности (выписка из Росреестра).

Если организация будет регистрироваться по прописке руководителя, тогда потребуется согласие других собственников этого помещения, если они имеются. Само согласие заполняется в простой форме, нотариального заверения не требует.

Пример заполнения формы Р11001 ниже. Версия формы актуальна на 2023 год.

Самым сложным и главным документом при регистрации НКО является устав организации. Именно его внимательно изучает инспектор Минюста, проверяя положения устава в соответствии №7 ФЗ об НКО.

Подготовленные документы необходимо заверить у нотариуса, к нему приходит только заявитель. Заявителем можно выбрать одного из учредителей организации. Назначение о том, кто будет заявителем, указывается в протоколе собрания учредителей.

Итак, к нотариусу идет заявитель для удостоверения формы Р11001. В этой форме заявитель должен будет при нотариусе поставить свою подпись.

После оплатить госпошлину за регистрацию в размере 4 000 руб.

Далее заверенную форму, также как и остальные документы: устав, протокол, все документы по адресу, нужно будет подать в отделение Минюста, как правило – это главное управление по региону, а также кив.

К примеру, в Москве этим отделением является главное управление Минюста по Москве.

Плюсы и минусы самостоятельной регистрации НКО.

К плюсам самостоятельной подачи, пожалуй, можно отнести лишь экономию средств на подготовке документов.

Минусы: Требуется значительно погружение в требования к подготавливаемым документам, что может занять значительное время, и нередко приводит к отказам в регистрации, что в свою очередь влечет повторные затраты на удостоверение заявления у нотариуса и оплату госпошлины.

Вариант № 2 – обратиться в юридическую службу для регистрации НКО.

Основная сложность в регистрации НКО – это правильно подготовленные документы, то есть нужно разработать устав, который будет полностью соответствовать законодательству об НКО.

Здесь существует нюанс, трактовка Закона об НКО сильно разниться от региона к региону и зависит от выбранной формы НКО. Поэтому зачастую учредители НКО вынуждены прибегать к услугам юриста по вопросу регистрации некоммерческой организации.

После подготовки документов юридической службой существует 2 варианта подачи документов:

  1. дальнейшую подачу в Минюст будет осуществлять доверенное лицо по нотариальной доверенности (кто-то из представителей юридической компании);
  2. либо юридическая служба подготовит документы, но далее будет самостоятельная подача (по аналогии с самостоятельной подачей нужно будет заверить форму Р11001 у нотариуса одному из учредителей (заявителю) и отвезти документы в Минюст).

Плюсы и минусы регистрацию НКО через юридическую службу.

Плюсы этого варианта в том, что не нужно разбираться в тонкостях и требованиях локальных Минюстов, о том как подготовить документы верно.

Минусы: необходима встреча с юридической службой (если они не работают дистанционно) и плюс все-таки потребуется выезд к нотариусу: либо для оформления нотариальной доверенности, если будет подача от лица представителя юридической службы или иного лица, либо в случае самостоятельной подачи нужно будет также заверить форму Р11001, что не всегда удобно.

В описанных выше вариантах: самостоятельной подачи или через юридическую службу дополнительно будет взимать расход на госпошлину, которая составляет 4 000 рублей. Так как при регистрации НКО нередки отказы, то при повторной подаче нужно будет снова оплатить госпошлину, она не является единоразовой.

Вариант № 3 воспользоваться услугами онлайн–сервиса для регистрации НКО.

Можно воспользоваться услугами онлайн-сервиса для регистрации НКО – Сервиса iDoDoc

При регистрации НКО через онлайн Сервис iDoDoc все документы готовит команда специалистов сервиса. Не нужно разбираться в тонкостях законодательства.

Подготовленные документы не требуется заверять у нотариуса, а также, что важно НЕ требуется оплачивать госпошлину. При электронной подаче не нужен ни нотариус, ни оплата госпошлины. Так государство стимулирует переход на электронное взаимодействие.

При электронной подаче, документы через сервис будут отправлены сразу на регистрацию в Минюст онлайн.
В случае отказов не потребуется повторные оплаты услуг сервиса. Специалисты сервиса внесут корректировки без каких-либо доплат.

Плюсы и минусы регистрации НКО через онлайн-сервис.

К плюсам регистрации НКО через онлайн-сервиса можно отнести:

  • Не нужно куда-либо выезжать Ни к нотариусу, ни в Минюст.
  • Не нужно оплачивать госпошлину.
  • Нет расходов на нотариуса.
  • Не требуется повторных оплат сервиса в случае отказа.