Выход участника-нерезидента недружественной страны из состава российского ООО: пошаговая инструкция
После введения контрсанкционных ограничений выход иностранного участника из состава российского ООО превратился из простой корпоративной процедуры в проект, где переплетаются корпоративное право, санкционные режимы, валютный контроль и практика Правительственной комиссии. Особенно это актуально, если участник — юридическое лицо, зарегистрированное в так называемом «недружественном государстве», и владеет долей в уставном капитале российского общества.
Разберём:
- в каких случаях требуется разрешение Правительственной комиссии;
- какие есть варианты выхода иностранного участника из ООО;
- пошаговый порядок действий для безопасного выхода;
- какие сведения и документы нужны;
- типичные риски и ошибки, которых лучше избежать.
1. Когда выход иностранного участника требует разрешения Правительственной комиссии
Базовый документ, с которого начинается любой анализ таких сделок, — Указ Президента РФ № 618 от 08.09.2022. Им установлен особый порядок совершения сделок (операций), которые прямо или косвенно приводят к установлению, изменению или прекращению прав на доли в уставном капитале российских обществ с ограниченной ответственностью при участии лиц из «недружественных» государств.
К таким лицам относятся, в том числе, юридические лица, зарегистрированные в государстве, включённом в перечень «недружественных». Страны ЕС и ряд других государств входят в этот список.
Ключевые выводы для практики:
- любая операция, которая приводит к прекращению права иностранного участника из недружественного государства на долю в ООО (продажа, дарение, выход с переходом доли к обществу и т.п.), рассматривается как сделка, подпадающая под действие контрсанкционного режима;
- такие сделки совершаются только на основании разрешения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций, рабочим органом которой выступает Минфин России;
- формально неважно, насколько «маленькая» доля — 15 %, 5 % или 0,1 %: для целей контрсанкционных норм важен сам факт участия лица из недружественного государства.
Таким образом даже если иностранный участник просто «выходит» из общества с переходом его доли к самому ООО, это всё равно изменение прав на долю, и безопасным вариантом считается предварительное получение разрешения Правительственной комиссии. Без этого разрешения вероятность того, что нотариус откажет в удостоверении документов крайне высока.
2. Основные варианты выхода иностранного участника из ООО
В упрощённом виде у нас есть два базовых сценария:
2.1. Продажа доли российскому резиденту
Классическая конструкция — иностранный участник продаёт свою долю российскому резиденту:
- другому участнику общества;
- третьему лицу — физическому или юридическому лицу, резиденту РФ.
Особенности:
- сделка удостоверяется нотариально по российскому праву;
- необходимо соблюсти требования устава (преимущественное право покупки, согласие остальных участников, ограничения на отчуждение и т.п.);
- определяется цена, порядок расчётов и валюта платежа с учётом валютного и санкционного режима;
- до выхода для нотариуса требуется получить разрешение Правительственной комиссии (иначе нотариус, как правило, откажет в удостоверении).
2.2. Выход участника с переходом доли к обществу
Выход участника с переходом доли к самому обществу возможен только в том случае, если:
- уставом ООО прямо предусмотрена возможность выхода участника;
- не установлены запреты или специальные условия (например, запрет на выход для некоторых участников, требования к срокам и порядку);
- нет иных договорных ограничений (корпоративный договор, залог доли и др.).
В этом сценарии иностранное юрлицо подаёт заявление о выходе, доля переходит к обществу, а общество в дальнейшем либо распределяет её между оставшимися участниками, либо продает долю третьему лицу, либо уменьшает уставный капитал.
Однако с точки зрения контрсанкционного режима суть остаётся той же: права иностранного участника на долю прекращаются, поэтому и здесь применение Указа № 618 и необходимость получения разрешения Правительственной комиссии сохраняются.
2.3. Альтернативы: ликвидация, судебное исключение и другие пути
Иногда обсуждаются альтернативные механизмы «расставания» с иностранным участником: ликвидация общества, реорганизация, исключение участника по решению суда. Эти инструменты живут по другим правилам, но:
- ликвидация общества — это более сложный и долгий процесс, который затрагивает всех участников и активы;
- судебное исключение участника требует доказать грубое нарушение им обязанностей, что далеко не всегда возможно и оправдано;
- реорганизация с «обнулением» иностранного участника тоже может попасть в поле зрения контрсанкционных норм.
Поэтому в большинстве практических кейсов для цивилизованного выхода иностранного участника из ООО выбор всё равно делается между продажей доли и выходом с переходом доли к обществу.
3. Пошаговый порядок выхода иностранного участника-нерезидента
Шаг 1. Первичный правовой анализ
Первое, что необходимо сделать, — собрать базовый пакет документов и ответить на несколько ключевых вопросов:
- кто именно является иностранным участником (юридическое лицо, страна регистрации, структура владения);
- какая доля принадлежит нерезиденту (номинальная стоимость, процент от уставного капитала);
- каков состав остальных участников и их резидентность;
- что написано в уставе ООО по вопросам:
- выхода участника;
- отчуждения доли третьим лицам;
- преимущественного права покупки;
- необходимости согласий и кворума;
- ограничений на изменение состава участников;
- есть ли корпоративный договор, залог доли или иные обременения;
- в какой юрисдикции зарегистрирован иностранный участник и входит ли эта страна в перечень недружественных (для Испании и большинства стран ЕС ответ «да»).
Результатом этого шага становится предварительное заключение: требуется ли разрешение Правительственной комиссии (в типичной ситуации с участником из недружественной страны — да) и какие варианты выхода формально допускает устав.
Шаг 2. Выбор модели выхода
Определяется, какой путь оптимален:
- продажа доли конкретному российскому покупателю (действующему участнику или третьему лицу);
- выход с переходом доли к обществу с последующим распределением или уменьшением уставного капитала.
При выборе модели учитываются:
- налоговые последствия для сторон;
- удобство и скорость реализации;
- наличие или отсутствие подходящего покупателя-резидента;
- позиция банка, через который будут проходить расчёты (особенно если планируется оплата нерезиденту).
Шаг 3. Подготовка пакета для Правительственной комиссии (через Минфин)
Далее готовится обращение в Минфин России как рабочий орган Правительственной комиссии. На этом этапе важно написать заявление и собрать комплект документов так, чтобы у Комиссии было минимальное количество вопросов.
Обычно в пакет входят:
- заявление о выдаче разрешения на совершение сделки/операции (выхода участника) с указанием:
- данных заявителя;
- существа запрашиваемого разрешения (какая доля, что именно планируется сделать, кто приобретатель, если речь о продаже);
- основных условий будущей операции (цена, порядок расчётов, срок);
- обоснования экономической целесообразности и отсутствия угрозы для устойчивости российского бизнеса;
- сведения о российском ООО:
- наименование, ИНН, ОГРН, адрес;
- выписка из ЕГРЮЛ;
- устав в действующей редакции;
- структура участников (с распределением долей и резидентности);
- сведения об иностранном участнике-нерезиденте:
- наименование, страна регистрации, регистрационный номер, адрес;
- выписка из реестра юридических лиц соответствующей страны;
- учредительные документы (устав);
- информация о бенефициарных владельцах (если есть);
- описание плана операции:
- выбранный механизм (продажа/выход с переходом к обществу);
- данные предполагаемого покупателя, если речь о продаже;
- порядок расчётов, предполагаемая валюта, банк;
- информация об оценке стоимости доли (при её наличии);
- дополнительные документы по запросу (финансовая отчётность, отчёт оценщика и т.п.).
На практике Правительственная комиссия может устанавливать условия разрешения: дисконт к рыночной цене, необходимость внесения части суммы в бюджет и другие параметры. Эти условия зависят от конкретной сделки, от сферы деятельности общества и от текущей практики.
Шаг 4. Подача заявления в Минфин
Документы подаются в Минфин России:
- в бумажном виде (по почте или курьером) на адрес Минфина с пометкой о рассмотрении на Правительственной комиссии;
- и/или через электронную приёмную (в зависимости от актуальных требований и форматов).
Важно учитывать технические детали: прошивку и заверение документов, доверенности на представителя, требования к переводу и легализации иностранных документов.
Шаг 5. Ожидание решения Правительственной комиссии
Формально жёсткий срок рассмотрения таких заявлений не установлен. По практике рассмотрение при полном и корректном пакете документов обычно занимает от нескольких недель до нескольких месяцев. Возможны запросы дополнительных сведений и уточняющих документов. В среднем срок рассмотрения занимается 2 месяца.
По итогам рассмотрения Комиссия принимает решение о выдаче разрешения (иногда с условиями) или об отказе. Разрешение выдаётся в форме документа, который затем предъявляется нотариусу и иным вовлечённым лицам.
Шаг 6. Реализация корпоративной и нотариальной части
После получения разрешения Комиссии можно переходить к оформлению самой операции:
- подготовка и принятие решений органов управления иностранного участника (разрешение на продажу доли / выход из общества);
- подготовка и принятие решений участников российского ООО (согласие на отчуждение доли, утверждение условий сделки, порядок распоряжения долей, переходящей к обществу, и т.п.);
- подготовка договора купли-продажи доли (если выбран сценарий продажи) или заявления о выходе участника;
- нотариальное удостоверение сделки (при продаже доли) и/или заявлений для ФНС;
- подача нотариусом документов в регистрирующий орган (ФНС) для внесения изменений в сведения о составе участников.
Как правило, изменения регистрируются по форме Р13014 с приложением новой редакции устава (если меняется распределение долей и/или размер уставного капитала). Конкретный набор форм и приложений зависит от выбранной модели.
Шаг 7. Расчёты с иностранным участником и валютный контроль
Заключительный блок — расчёты с иностранным участником:
- выплата цены по договору купли-продажи доли или действительной стоимости доли при выходе;
- соблюдение требований валютного законодательства Российской Федерации;
- учёт возможных специальных режимов (например, зачисление средств на счёт типа «С» и особенности распоряжения такими средствами).
Этот этап важно заранее согласовать с банком, через который будут проходить платежи, и с налоговыми консультантами, чтобы не столкнуться с блокировкой переводов или неожиданными налоговыми последствиями.
4. Какие сведения и документы потребуются для оформления выхода иностранного участника из ООО
Чтобы оценить ситуацию и подготовить безопасную структуру выхода иностранного участника, необходимы следующие сведения.
4.1. По российскому ООО
- ИНН организации
- Устав в действующей редакции.
4.2. По иностранному участнику-нерезиденту
- Выписка из реестра юридических лиц страны регистрации.
- Учредительные документы (устав, учредительный договор и т.п.).
- Сведения о бенефициарных владельцах (по возможности).
- Данные лиц, уполномоченных подписывать документы (директор, члены правления и т.д.), и документы, подтверждающие их полномочия.
4.3. По доле и планируемой операции
- Размер доли иностранного участника в уставном капитале (процент и номинал).
- Планируемая модель:
- продажа доли — кому, предполагаемый покупатель (ФИО/наименование, резидентность);
- выход с переходом доли к обществу — дальнейшая судьба доли (распределение/уменьшение уставного капитала).
- Предполагаемая цена сделки (для продажи) или подход к определению действительной стоимости доли (для выхода).
- Предполагаемый порядок расчётов:
- валюта платежа;
- банк и страна открытия счёта нерезидента;
- наличие счета в российском банке (в том числе счёта типа «С»).
- Краткое деловое обоснование сделки (зачем она нужна, какая экономическая логика для российского бизнеса).
Собрав эти сведения, можно предметно обсуждать структуру выхода, оценивать перспективы получения разрешения Правительственной комиссии и заранее просчитывать риски.
5. Типичные ошибки и риски при выходе иностранного участника
На практике чаще всего встречаются следующие проблемы:
- Попытка провести сделку без разрешения Правительственной комиссии.
Это приводит к рискам признания сделки ничтожной, отказам нотариусов, проблемам с регистрацией изменений в ЕГРЮЛ и последующим спорам. - Игнорирование содержания устава.
Устав может:- запрещать выход участника;
- устанавливать специальные условия для отчуждения доли (согласия, кворум, порядок реализации преимущественного права);
- содержать особые правила определения действительной стоимости доли.
Если этого не учесть, есть риск оспаривания решений и требований о перераспределении долей.
- Недооценка валютного и налогового блока.
Даже при идеально оформленной корпоративной части можно «упереться» в невозможность провести платежи или столкнуться с доначислениями налогов. Валютный контроль и налоговые последствия нужно просчитывать заранее. - Неполный или «сырой» пакет документов в Минфин.
Это приводит к затягиванию сроков, дополнительным запросам и, в худшем случае, к отказу в выдаче разрешения. - Отсутствие согласованной позиции между российским ООО и иностранным участником.
Если стороны по-разному видят цену сделки, порядок расчётов или сроки, это тормозит и переговоры, и процесс рассмотрения в Правительственной комиссии.
6. Как iDoDoc помогает организовать выход иностранного участника-нерезидента
С учётом действующих ограничений и постоянных изменений практики Правительственной комиссии бизнесу сложно самостоятельно выстроить безопасный и рабочий сценарий выхода иностранного участника. На этом этапе важна не только юридическая техника по корпоративному праву, но и понимание санкционных требований, подходов Минфина и особенностей работы с банками.
Онлайн-сервис iDoDoc помогает:
- провести первичный анализ ситуации (устав, структура участников, статус иностранного участника);
- подобрать оптимальную модель выхода (продажа доли / выход с переходом к обществу / альтернативные сценарии);
- подготовить пакет документов для обращения в Минфин и Правительственную комиссию;
- согласовать корпоративные решения участников российского ООО и органов управления иностранного юрлица;
- подготовить полный комплект документов: договоры, заявления, решения общего собрания и другие для Минфина, нотариуса и регистрации изменений в ФНС.
Благодаря онлайн-формату вы можете оформить документы и пройти основную часть процедуры дистанционно, с понятными сроками, прозрачным статусом и поддержкой на каждом этапе.
Оформить выход иностранного участника из ООО
Через сервис iDoDoc под ключ





