АНО или автономная некоммерческая организация представляет собой наиболее популярную форму НКО.
АНО создаётся без членства и может оказывать довольно широкий перечень услуг некоммерческого плана из следующих сфер:
- социальной
- правозащитной
- образовательной
- культурной
- медицинской
- научной
- физкультурно-спортивной сферы и так далее.
В форме АНО могут создаваться:
- образовательные организации
- центры социальной помощи
- спортивные клубы
- дома культуры
- научно-исследовательские организации
- экспертные центры
- центры по правовой поддержке населения
- художественные школы
- мастерские
- театры
- издательства и так далее.
Если компания планирует оказывать частные услуги образовательного плана и этот тип деятельность будет ведущим, АНО будет наиболее оптимальной формой организации.
АНО – идеальная форма для образовательных организаций.
Учредители при создании АНО
АНО считается унитарной некоммерческой организаций, которая не имеет членства, поэтому создать её может одно лицо (как физическое, так и юридическое). При этом число учредителей автономной некоммерческой организации не ограничивается.
Состав учредителей АНО может меняться. Так при согласии всех учредителей в АНО может быть принят новый учредитель. Если же один из учредителей желает выйти из состава, ему необходимо предупредить об этом организацию. Получать согласие прочих учредителей не нужно.
Право выходить из состава учредителей организации без согласия других учредителей организации закреплено законом.
Как управляется АНО после создания
Управление АНО осуществляется её учредителями, все они обладают равными правами и принимают решения на общем собрании. Все значимые решения, касающиеся положения и работы организации, которые в частности, находят отражение в Уставе, принимаются учредителями.
Т.е. только учредители АНО вправе принимать решения об изменениях Устава.
Решения, которые принимаются на собрании учредителей, исполняются единоличным исполнительным органом – руководителем АНО.
Учредители избирают руководителя АНО, им может быть один из учредителей либо наёмный сотрудник.
Управление АНО возможно осуществлять несколькими структурами:
В АНО – 1 учредитель
Если у АНО лишь один учредитель, то всё управление организацией может осуществляться следующим образом:
Вариант 1. Единственным учредителем
Вариант 2. Единственным учредителем и коллегиальным высшим органом.
Коллегиальный орган – в него может входить учредитель и третьи избранные лица.
Коллегиальный орган – это группа лиц, которые принимают решения по исполнительным вопросам деятельности организации на собрании.
Сведения о лицах, входящих в коллегиальный орган, не требует регистрации в Минюсте. Т.е. информация о коллегиальном органе в ЕГРЮЛ не отображается.
При создании АНО в ЕГРЮЛ вносятся сведения только об учредителях и руководителе.
В АНО – несколько учредителей
Если у АНО несколько учредителей, то всё управление организацией может осуществляться следующим образом:
Вариант 1. Собранием учредителей
Вариант 2. Собранием учредителей и коллегиальным высшим органом.
В случае организации коллегиального органа его полномочия прописывают в уставе АНО.
Ревизионная комиссия или ревизор в АНО
Ревизионная комиссия или ревизор не считается обязательным органом для АНО и может избираться по желанию.
Имущество АНО
Имущество автономной некоммерческой организации может формироваться за счет:
- Имущественных взносов одного или нескольких учредителей (добровольного характера)
- Пожертвований
- Доходов, получаемых от оказания услуг, проведения работ или производства товаров
- Дивидендов от ценных бумаг
- Доходов от собственности, его продажи либо сдачи в аренду
- Полученных грантов
Полученные средства могут использоваться для развития организации, хозяйственных нужд, выплаты заработной платы, уплаты налогов, сборов и прочие расходы, возникающие в рамках целевой деятельности.
Доход не может распределяться между учредителями – это основное отличие всех НКО (в том числе АНО) от коммерческих компаний (ООО, АО).
Учредитель может в добровольном порядке передавать свою собственность во владение АНО. Однако в этом случае он теряет права собственности по отношению к переданному имуществу.
Коммерческая деятельность АНО и полученный доход от неё
Законом не запрещается АНО вести предпринимательскую деятельность. Однако соответствующие нормы в обязательном порядке должны быть прописаны в уставе.
Прибыль, полученная в ходе ведения коммерческой деятельности, может применяться исключительно для достижения целей, поставленных при организации АНО и определённой её уставом.
Важно не путать обычную предпринимательскую деятельность, направленную на получение дохода, с деятельностью АНО. Предпринимательская деятельность допускается только для АНО, поскольку основная цель создания таких организаций — оказание услуг.
Предпринимательская деятельность только для АНО
В законе об НКО следует разделять понятия «предпринимательская» и «приносящая доход» деятельность.
Из всех НКО только АНО может заниматься именно предпринимательской деятельностью.
Для ведения предпринимательской деятельности требуется создание коммерческой организации.
Приносящая доход деятельность для всех НКО
А деятельностью, приносящей доход, могут заниматься любые НКО.
К деятельности, приносящая доход, относятся: предоставление услуг, изготовление товаров, продажа ценных бумаг, распоряжение и использования собственности (любого типа, в том числе интеллектуальной).
Ведение деятельности, приносящей доход, в обязательно порядке должно быть прописано в уставе. При это она должна соответствовать уставной деятельности.
Приносящая доход деятельность должна учитываться раздельно от целевых средств. Так как этот доход облагается налогом, в отличие от целевого дохода организации.
Также нельзя использовать пожертвования на деятельность, приносящую доход, которая не является по своей сути основной – целевой, для которых изначально создавалась организация. Поэтому очень важно помнить о раздельном учёте и внимательно вести бухгалтерию.
Преимущества создания АНО
К достоинства АНО можно отнести:
- Получение грантов, субсидий и иной поддержки со стороны государства для проведения уставной целевой деятельности
- Отсутствие необходимости уплаты налогов с безвозмездно поступивших средств, предназначенных для ведения уставной целевой деятельности
- Возможность предоставления государством на безвозмездной основе помещений в аренду
- Возможность создания АНО одним лицом или несколькими, включая дальнейший вприем новых учредителей или выход таковых из состава
- Возможность ведения предпринимательской деятельности
Регистрация АНО
Для регистрации АНО следует обратиться в Минюст. Процедура занимает примерно 1 месяц.
В роли заявителя может выступать один из учредителей. Готовятся и подаются следующие документы для создания АНО:
- Устав организации в 3-х экземплярах;
- Заявление по форме Р11001 в 2-х экземплярах;
- Решение о создании в 2-х экземплярах;
- Документы на адрес (копия выписки ЕГРН или письмо от собственника) в 1-м экземпляре.
- При подаче заявления в бумажном виде также уплачивается госпошлина в размере 4000 рублей. Все документы, содержащие более 1 листа, должны быть пронумерованы, прошиты и заверены заявителем.
Способы подачи документов на регистрацию АНО в Минюсте
Лично. При подаче заявителем лично формы Р11001, заверять её не требуется (процедура осуществляется специалистом Минюста).
Другое лицо по доверенности. При подаче документов через доверенное лицо, необходимо предварительно заверить форму через нотариуса, а также оформить нотариальную доверенность.
Электронно. Без походов в Минюст. В случае подачи через ЭП заявителю требуется в обязательном порядке предварительно оформить в любом из аккредитованных центров квалифицированную электронную подпись. Подать документы в электронном виде можно исключительно через портал Госуслуг. В этом случае заявитель сэкономит на нотариальных расходах или госпошлине.
Госпошлину не нужно оплачивать при электронной подаче.
Подать документы электронно в Минюст, также как и получить все документы, необходимые для создания АНО, можно через сервис iDoDoc.
Также возможна подача документов в Минюст с заказным письмом с описью вложения, предварительно заверив заявление у нотариуса.
При подаче заявки посредством ЭП, перечень документов заявитель получает на электронную почту. В бумажном виде они могут быть предоставлены по запросу.
Регистрация в РОССТАТЕ, ФСС или ПФР осуществляется в автоматическом режиме, инициируется регистрация ФНС. Никаких дополнительных действий предпринимать не требуется. Просто подождать пару дней после регистрации, когда сведения о ПФР появятся в ЕГРЮЛ.