Общественная организация может прекратить свою деятельность как по своему решению, так и в принудительном порядке. Какие действия нужно предпринять для самостоятельной ликвидации – рассмотрим подробнее.
Главное о добровольной ликвидации общественной организации
Будучи юридическим лицом, общественная организация подчиняется правилам, установленным гражданским законодательством. В соответствии со ст.61 ГК РФ, юрлицо прекращает свою деятельность по решению учредителей или управляющего органа.
Положения гражданского законодательства конкретизируются в ФЗ №82 «Об общественных объединениях».
Согласно ст.8 ФЗ №82 «Об общественных объединениях», общественная организация является разновидностью общественного объединения. Высшим руководящим органом в такой структуре является либо съезд, либо общее собрание.
Для ликвидации необходимо обращаться в тот же самый орган, который принимал решение о регистрации организации. Официальный срок ликвидации – около 4 месяцев минимум.
Несмотря на факт добровольного прекращения деятельности, любое юридическое лицо (в том числе и некоммерческие организации) обязано предоставить время для своих кредиторов на выставление требований.
Главное, что нужно помнить: ликвидация также подлежит регистрации, как и учреждение общественной организации. Простой подачей заявления дело не ограничится.
Важно: некоммерческие юрлица регистрирует Минюст. Соответственно, для ликвидации нужно обращаться в территориальное подразделение данного органа.
Шаги ликвидации общественной организации
Ликвидационная процедура общественной организации выглядит следующим образом:
- Собрание или съезд принимают решение о прекращении работы юрлица и подготовка документации для ликвидации.
- Подача документов в подразделение Минюста и публикация сообщения в Федресурсе.
- Опубликование сообщения в Вестнике государственной регистрации.
- Составление и регистрация промежуточного ликвидационного баланса.
- Составление и регистрация ликвидационного баланса.
А за время ликвидации необходимо подготовить следующие документы, согласно ст.21 ФЗ №129, а также Приказа ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@ и от заявителя потребуется:
- заявление о формировании ликвидационной комиссии и назначении ликвидатора (по форме Р15016)
- заявление о составлении промежуточного ликвидационного баланса (по форме Р15016)
- заявление о составлении ликвидационного баланса (по форме Р15016)
- ликвидационный баланс
- решения общего собрания к каждому заявлению
- квитанция об оплате госпошлины – 800 рублей (не требуется при электронной подаче)
Все указанные выше документы нужно подавать не одновременно, а постепенно, по ходу ликвидационной процедуры. Согласно ст.19 ФЗ №7 «О некоммерческих организациях»:
- Формирование ликвидационной комиссии должно быть раньше, чем публикация сведений в Вестнике.
- На выставление требований организации выделяется до 2 месяцев — это пауза берется для того, чтобы дать потенциальным кредиторам время.
- По истечении двухмесячного срока – ликвидационная комиссия оформляет промежуточный ликвидационный баланс.
- Уже после расчетов с кредиторами составляется итоговый ликвидационный баланс.
Таким образом пошагово ликвидация общественной организации выглядит следующим образом:
Шаг 1. Принятие решение о ликвидаци. Подготвка и подача документов о начале ликвидации ОО. Публикация в Федресурсе.
В соответствии с положениями гражданского законодательства, съезд или собрание общественной организации после принятия решения должно в течение 3 рабочих дней уведомить территориальное регистрирующее подразделение Минюста о предстоящей ликвидации.
Форма уведомления № Р15016 утверждена Приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@.
В нем нужно указать следующие сведения:
- ОГРН, ИНН;
- причина предоставления заявления;
- сведения о заявителе.
Только после подачи уведомления в установленной форме Минюст вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что общественная организация находится в процессе ликвидации. Если документ будет предоставлен с ошибками или в неправильном формате, то орган откажет в государственной регистрации ликвидации.
Внимание: с момента внесения записи о процессе ликвидации в ЕГРЮЛ не допускается изменение учредительных документов и учреждение новых юридических лиц от ликвидируемой общественной организации.
Публикация сообщения о ликвидации общественной организации в Федресурс
Одновременно с подачей документов в Минюст о начале ликвидации общественной организации необходимо также опубликовать сообщение в Федресурсе, расположенном по адресу — https://fedresurs.ru
Федресурс – это специальной созданный службой ФНС Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности.
Публикацию в Федресурс можно осуществить только в электронном виде. Для этого необходима электронная подпись. Госпошлина за публикацию сообщения в Федресурсу – 902 руб.
Шаг 2. Публикация сообщения о ликвидации общественной организации в Вестнике
Уже после того, как Минюст зарегистрирует сведения о начале процесса ликвидации в ЕГРЮЛ (через 10 рабочих дней, как правило, после получения документов), потребуется публикация сведений о ликвидации в Вестнике государственной регистрации – https://www.vestnik-gosreg.ru.
Стоимость публикации рассчитывается следующим образом: 1 квадратный сантиметр стоит 138 рублей с учетом НДС.
Важно: публиковать сообщения можно только после того, как организация в установленном порядке сначала уведомила Минюст о ликвидации.
После публикации сообщения в Вестнике о ликвидации общественной организации к следующему этапу можно приступить через 2 месяца от даты публикации.
Шаг 3. Регистрация промежуточного ликвидационного баланса
Промежуточный ликвидационный баланс утверждает общее собрание общественной организации. В промежуточном ликвидационном балансе содержатся сведения об актуальном имуществе юридического лица, а также перечень кредиторов. Подается также в Минюст. Срок рассмотрения документов – 10 рабочих дней.
Шаг. 4 Регистрация ликвидационного баланса.
Итоговый ликвидационный баланс существенно отличается от промежуточного. Он составляется только после полных расчетов с кредиторами. В итоговом ликвидационном балансе содержатся сведения об остатках имущества, которое имеется у организации. Указанные активы распределяются уже между учредителями юридического лица.
Финальный этап регистрации ликвидации осуществляется только после завершения всех ликвидационных процедур внутри общественной организации.
Только после подачи итогового ликвидационного баланса Минюст принимает решение о регистрации ликвидации. Срок принятия такого решения — 10 дней с момента подачи всего пакета документов. Стоит отметить, что сама по себе подача указанных документов еще не является основанием для регистрации ликвидации со стороны Минюста. Сначала орган проверит сведения, которые содержатся в поданной документации, и только затем примет решение.
Куда и как подавать документы для ликвидации общественной организации?
В Минюст можно подавать документы тремя способами:
- почтовым отправлением
- путем личного обращения
- в электронном виде
Обратите внимание: заявление по форме № Р15016 придется заверять у нотариуса, если вы планируете подачу документов почтой или через личное обращение. При подаче в электронном виде удостоверять заявление не требуется. Кроме того, в случае онлайн-запроса не нужно также оплачивать государственную пошлину — сведения предоставляются бесплатно.
Дистанционный способ подачи доступен через сервис iDoDoc. Кроме того, благодаря платформе вам:
- подготовят все необходимые документы для ликвидации общественных организаций в Минюсте полностью дистанционно;
- помогут с публикациями сведений в Вестнике и Федресурсе онлайн.
Вместо того, чтобы посещать нотариуса и готовить документы самостоятельно, вы можете доверить процедуру ликвидации быстрому и надежному сервису iDoDoc.